Поздравление от Дениса Клещёва

Профессор Алексей Петрович Стахов принадлежит тому блистательному поколению ученых, которые стоят у истоков развития фундаментальных направлений современной науки и вычислительной техники. Его исследования и открытия, связанные с изучением оптимальных алгоритмов измерения, применением гармонической пропорции числа PHI, являют собой пример научного предвидения и потрясающей способности находить смелые изобретательские решения.

Но мир науки, в особенности, мир математики, только со стороны выглядит идеально ровной дорогой. В действительности же, этот мир напоминает скорее грандиозное сражение, в котором сталкиваются целые армии различных идей и представлений. Поэтому трудно переоценить принципиальность и бескомпромиссность Алексея Петровича в отстаивании, возрождении и популяризации Математики Гармонии, этой своеобразной "неопифагорейской" школы, совместившей в себе последние достижения современной математики, а также мудрость, эстетические и нравственные аспекты античной науки.

Для того, чтобы открыто признавать, что модернистский подход привел к серьезному кризису и расколу фундаментальной науки, к укоренению стратегических ошибок в развитии математики, нужно обладать не только весомым научным авторитетом, но и беспримерным человеческим мужеством. Подавляющее большинство профессиональных математиков предпочитают обходить такие "острые углы" и практически не интересуются кризисными явлениями в основаниях математики, на которые еще в начале XX века обращал внимание Д.Гильберт.

В этой связи уместно упомянуть, что Алексей Петрович впервые в Советском Союзе поднял вопрос о существовании глубокого внутреннего противоречия между представлениями о потенциальной и актуальной бесконечности ("Введение в алгоритмическую теорию измерения". М., "Советское радио", 1977, С. 26). О том, насколько запретной темы для всего математического сообщества коснулся тогда Алексей Петрович, можно судить по реакции академика Колмогорова, который, будучи хорошо осведомленным о существовании данного противоречия, все-таки не стал публично затрагивать эту проблему, являющуюся канторовским "ящиком Пандоры" для всей современной науки.

Если попытаться емко и кратко описать основные черты характера Алексея Петровича Стахова, то их можно выразить так: настоящий Рыцарь Науки. Как-то по-другому представить его просто невозможно. Он являлся им задолго до торжественного награждения РАЕН соответствующим почетным знаком. И это как раз тот случай, когда высокое звание "Рыцарь науки и искусств" удивительно совпадает с внутренним состоянием души этого выдающегося человека. В преддверии юбилейной даты хочется пожелать Алексею Петровичу многие лета плодотворного творчества и успехов на всех поприщах жизни, новых свершений и побед в святом для каждого ученого деле служения Истине и Справедливости.

С чувством глубокой признательности и благодарности, искренне Ваш,
Д.Клещев