Поздравление от Сергея Петухова

С Алексеем Петровичем Стаховым я познакомился сначала заочно в 1989 году, когда его и моя статьи оказались одновременно опубликованными в тематическом номере международного журнала «Сomputers & Mathematics with Applications», посвященном теории симметрии и подготовленным академиком Венгерской академии наук Иштваном Харгитаи. Содержательная статья Стахова описывала вопросы золотого сечения в теории измерения. Она заинтересовала меня в связи с тематикой моей статьи, в которой рассматривались неевклидовы симметрии в строении живых тел и представлялось проективногеометрическое понятие золотого вурфа, сопряженное с золотым сечением.

Позже жизнь сложилась так, что мне довелось лично познакомиться и много лет общаться и переписываться с Алексеем Петровичем по разнообразным научным и житейским вопросам. Это знакомство оказалось очень приятным для меня и полезным для моих изысканий. Многое в его научных результатах способствует рождению новых идей и стимулирует поиск в тех областях биоматематики и информатики, которыми я занимаюсь. Поэтому время от времени я по необходимости возвращаюсь к его работам и зачастую нахожу в них новые аспекты, которые были прежде пропущены или недооценены мной.

Мне приятно вспомнить доклад Алексея Петровича на объединенном заседании двух семинаров: семинара профессора Ю.С.Владимирова при кафедре теоретической физики МГУ и нашего междисциплинарного семинара по проблемам симметрии в науке и искусстве и ее приложениям, много лет функционирующего в Институте машиноведения РАН по линии Международной ассоциации симметрии (http://symmetry.hu/). Этот доклад назывался "Новый тип элементарной математики и компьютерной науки, основанных на золотом сечении". Он собрал большую аудиторию, и данное заседание оказалось одним из самых памятных по высокому качеству докладываемого материла и ясности его изложения. Собравшиеся активно обсуждали доклад, задали множество вопросов и поддержали А.П.Стахова в его тезисе о значимости и перспективности доложенных разработок.

Меня всегда поражала и продолжает поражать та завидная энергия, целеустремленность и широта охвата материала, с которыми Алексей Петрович занимается развитием своей научной проблематики, вызывающей столь значительный интерес у международного научного сообщества. Ему принадлежит много ярких теоретических и прикладных результатов в изучении замечательных свойств золотого сечения, чисел и матриц Фибоначчи, а также возможностей создания компьютеров и систем кодирования на базе этих математических объектов. Результаты подвижнического творчества Алексея Петровича несомненно носят фундаментальный характер и «обречены» на долгую жизнь в науке, технике и искусстве.

Касаясь его учебно-преподавательской деятельности, отмечу также, что преподавание элементарной математики имеет целью не только донести до учащихся некоторую сумму сведений, но и заинтересовать их математикой. Этому способствует показ ее внутренней красоты и связи с красотой окружающего мира, а также возможностей плавного переноса этой красоты в высшую математику. К данной цели можно идти разными путями. Среди них путь, предлагаемый А.П.Стаховым, в частности в его ожидаемой книге «The Mathematics of Harmony. From Euclid to Contemporary Mathematics" (на которую мне довелось писать рецензию), имеет много преимуществ методического, исторического, эстетического и прикладного характера. Тема гармонии и золотого сечения – одна из самых популярных и привлекательных для культурной части человечества.

От души желаю дорогому юбиляру - Адексею Петровичу Стахову - самого крепкого здоровья и больших успехов в его подвижническом творческом труде!

Сергей Петухов
Доктор физико-математических наук,
Кандидат биологических наук
Лауреат Государственной премии СССР
Академик ряда Национальных и Международных академий